Игра в любовь

Автор baklashoff.

Газета "Воронежский курьер - 7" №49 (97), 11.12.2014

Зачем люди танцуют друг с другом 

Розу в зубы да прижать к себе посильнее партнера – пожалуй, типичное представление о танго. «Семерочка» узнала у Дмитрия Баклашова, основателя клуба аргентинского танго «Дон Милонгеро», из-за чего танец страсти считается социальным и почему практически невозможно повторить танго из известного фильма «Запах женщины». 

Социальная функция

– С непривычки очень трудно обнять незнакомого человека, – рассказал Дмитрий. – Но это танцоры преодолевают в процессе обучения. Все новички чувствуют себя неуютно в объятииях. А людям, которые не первый год занимаются танго, легче обнять незнакомых. Они танцуют с ними, как с родными.
Смущение, которое поначалу возникает у партнеров, со временем стирается. Но, как замечает Дмитрий, все равно у каждого из танцоров остается своя зона комфорта.
– Танго – это игра в любовь, обусловленная определенным сводом правил, хоть и с настоящими объятиями. Кодекс танца позволяет не забывать об этом. Есть люди, которые никогда не смогут танцевать аргентинское танго – те, кто болезненно относится к прикосновениям. У меня была знакомая, которую я даже приобнять не мог, потому что она сразу каменела. Кроме того, надо учитывать, что хоть ныне это и международный танцец, танго – продукт аргентинской культуры. Его создавали в основном выходцы из Италии, а в этой стране все с удовольствием обнимаются, целуют в щечку. Объятия – это элемент культуры – добавляет Дмитрий.

Воронежцы не любят обниматься

А вот воронежцы обнимаются неохотно. Даже если судить по ученикам, которых через «Дон Милонгеро» прошло больше 500.
– У меня насчет этого есть теория: по истории происхождения города делятся на торговые, военные и портовые, которые одновременно были городами и пограничными и торговыми. В портовых городах – особенно там, где была хорошо развита торговля – люди настроены на контакт по умолчанию. Потому что для них незнакомцы – это потенциальные покупатели, гости. Воронеж же появился как пограничная застава - тут чужакам очень осторожно протягивали руку, а с распростертыми объятиями тем более никого не встречали…
На уроках Дмитрий и его жена Светлана – совладелица клуба – никогда не заставляют учеников сразу погружаться в близкие объятия. Все происходит постепенно. От всей души люди начинают обниматься далеко не в первый месяц обучения. Да и в танго нет вечных пар – партнеры все время меняются.
– Можно ходить в одну группу и практически не соприкасаться с неприятным партнером, если такой есть, – объясняет Дмитрий. – На милонгах никто не заставляет выбирать неприятную спутницу, а партнерша не обязана принимать каждое приглашение. 

Танец, который не повторить

Представление о танго у обывателей сформировано и благодаря фильму «Запах женщины», в котором главного героя сыграл Аль Пачино.
– Оливер Колкер, один из лучших преподавателей танго и очень умный человек, сказал, что «Запах женщины» привлек людей в танго, как ни один другой фильм, – рассказал Баклашов. – Люди, которые остаются в танго, пересматривая фильм через несколько лет, смеются, потому что ничего общего с реальностью у того танца нет. Но надо отдать должное: как-то умудрились авторы передать ощущение танго. У нас с женой была идея – сделать его реплику, но потом мы от этой идеи отказались: станцевать невозможно, потому что это лишь элементы танго. Хотя там правильная музыка, невероятно обаятельный Аль Пачино и, главное, очень правильная фраза – «в танго не бывает ошибок».
Дмитрий добавляет:
- Эта фраза может звучать и по-другому: «В танго не бывает ошибок и одновременно в танго всегда бывают ошибки». Дело в том, что танго – всегда импровизация. Его можно сравнить с устной речью: у нас есть определенный словарный запас, мы знаем, как строить предложения. Но когда мы говорим, слова тщательно не подбираем, все происходит спонтанно. Так же и в танго. Лишь в сценическом танце заранее создается рисунок, где каждый повтор головы отточен. 

Из парка в клуб
Клуб Дмитрия и Светланы родился из милонг. Когда у них еще не было «Дона Милонгеро», они танцевали в парках.
– Танцы – очень важная часть городской культуры, которая сейчас практически вымерла, – объясняет Дмитрий. – Мы танцевали раз в неделю, дольше всего продержались в сквере возле администрации. Но в этом году мы милонги в парках не устраивали, потому что танцевать на корявой плитке – очень тяжело и вредно для ног. А танцплощадок в городе нет. Я слежу за развитием парков в Воронеже. Например, «Алые паруса» реконструировали, и наши коллеги из другой танго-школы там устраивали милонги, но танцевали в шахматном домике.
– А что нужно для нормальной танцплощадки? – спросила я.
– Ограда, крыша от дождя и деревянный или хорошо отполированный каменный пол, – ответил Дмитрий. – В Воронеже, по моим наблюдениям, за последние семь лет развились сальса, вальс, исторические танцы – площадка была бы заполнена. 

Разные стили

На милонги, которые проходят в нашей и других странах, Дмитрий и Светлана ездят часто. Отсюда и наблюдение: у каждого региона – свой танцевальный стиль.
– Это зависит от внутренних особенностей тангеросов: те, у кого все внутри горит, танцуют размашисто, а кто-то – спокойно. У интровертов танго более закрытое. Стиль танго зависит от преподавателя: его склонности передаются ученикам. В маленьких городах, где всего одна школа, все танцуют одинаково. В Москве порядка 60-ти школ – там можно найти все стили. В клубе «Дон Милонгеро» танго традиционное: открытое и дружелюбное. Больше внимания уделяется истории и культуре танго, взаимоотношениям с партнерами.
Как и везде, в клубе женщин больше, чем мужчин, но все же дисбаланс не сильный: на милонгах представительницам прекрасного пола всегда есть с кем потанцевать.

Словарик «ВК-7»


Милонга – это та же дискотека, только танцуют на ней аргентинское танго. Милонги проходят по всему миру, практически во всех развитых странах. Воронеж с недавних пор – не исключение.

Диалог с партнером и музыкой

Татьяна Михалева, танцует 3,5 года
Три года назад у меня был период в жизни, когда я особенно ничем не увлекалась и находилась в поиске новых впечатлений. Тогда я и попала на открытый урок аргентинского танго.. По фильмам у меня, как и у многих, было клише в голове, что танго это тяжелый акробатический танец, в котором партнерша с розой в зубах закидывает ногу на плечо партнеру. Но во время урока мне показали вариант социального направления танго, в котором люди танцуют не ради сложных элементов, а для общения. И мне понравилось, что в реальном танце нет этого гротеска, что мы видим в кино. Со стороны, может, танго покажется кому-то не таким зрелищным. Но тот, кто танцует, испытывает море эмоций от непрерывного бессловесного диалоге с партнером, собой и музыкой. Это сложно объяснить – можно только почувствовать. 

Елена ТЮРИНА